velosiped

Зима «на колесах» и пешеходные улицы – реально для Беларуси? (ВИДЕО)

Рубрика: 
15.01.2014
2052

Стоит ли чистить от снега велодорожки, как приучить ребенка к двухколесному другу и можно ли «отвоевать» у машин городское пространство? Ответы на эти и многие другие вопросы искали во время видеопоказов, которые прошли недавно на велокухне “Гараж 38”. 

Ледяные “покатушки”

Любопытный фильм о зимней езде на велосипеде основан на опыте финского города Оулу. Город расположен на широте Архангельска, чуть ниже полярного круга. Длинная тёмная зима, сильные морозы и обилие снега для многих кажутся несовместимы с передвижением по городу на велосипеде. Если вы придерживаетесь такого же мнения – посмотрите фильм. Оулу – убедительный пример того, что зимняя езда не только возможна, но и вполне эффективна даже при температурах -30 градусов. Жители города используют велосипед круглый год: ежедневно ездят на работу, в магазины и по иным, самым обычным делам. Зимой 10—12 процентов всех поездок осуществляется на велосипеде.

Оказалось, что убирать снег не всегда необходимо. Ведь если трактор вычистит тротуар плохо, то остатки снега смерзаются и становятся неприятным препятствием при движении. Есть иное решение: на велодорожках Оулу снег иногда просто хорошо утрамбовывают.

Тут же вспоминаются и иные примеры: во многих европейских городах вместо того, чтобы чистить снег и посыпать улицы песком с солью, что не совсем экологично, используют гранитную крошку. Это решение, понятно, более дорогое, но… «многоразовое»! Гранитную крошку по весне можно собрать и через год использовать повторно. Экологический урон от соляной смеси очевиден: белорусские ученые давно говорят о том, что такие смеси заставляют чахнуть зеленые насаждения вдоль автомагистралей и в городах.

Кстати, мы тоже нашли несколько причин ездить на велосипеде в холодный сезон.

 

Горожане Оулу утром едут на работу (кадры из фильма)

Вместо парковок – места отдыха

Второй фильм, снятый в Нью-Йорке, рассказывает об инициативе муниципалитета по локальным преобразованиям пространства города. Оказалось, что идея убрать некоторые «пятачки» автомобильных парковок, рассчитанные на 10—15 машин, и сделать на их месте газоны, зоны отдыха и кафе под открытым небом была встречена жителями с большим одобрением. Люди стали так активно использовать эти “оазисы” для отдыха, что городским властям пришлось временно даже купить обычные стулья – установить в таком количестве городские скамейки они не успевали…

Передвижение по городу стало намного безопаснее. Ещё одним из интересных следствий таких изменений стал рост доходов магазинов, расположенных около таких обновлённых мест.

Транспортная проблема в Нью-Йорке решается улучшением велосипедной инфраструктуры, созданием раздельных полос для общественного транспорта, стимулированием жителей меньше пользоваться личным автотранспортом.

Это фильм про то, что пространство, в своё время отобранное у  человека стоящим автомобилем, а теперь возвращённое, становится для города и его жителей настоящей находкой.

Велосипедисты столицы ощущают дефицит таких решений для Минска. Например, была попытка организовать пешеходную зону на улице Карла Маркса. Однако важно не только сделать улицу свободной от машин в выходные дни, но стоит начать наполнять её удобной инфраструктурой – кафе, зелёными площадками, городской архитектурой.

 

 

Бруклин. Неопрятная парковка была заменена на зону отдыха всего за одни выходные. Доходы окружающих магазинов выросли на 172 процентов (кадры из фильма)

Малыша – в «велокорзинку»

Третий «велосипедный» фильм забрасывает в Амстердам – мекку велосипедистов. Картина про то, как город, наращивавший до 1970-х годов автомобилизацию, дошёл до некоей критической точки, осознал тупиковость пути и в корне сменил политику на противоположную.

Сейчас Амстердам является тем городом, где велосипедом пользуются в 35 процентах всех поездок по городу. Его используют вплоть до транспортировки из магазина домой крупногабаритной бытовой техники. В городе есть жители, которых родители начали перевозить на велосипеде с младенчества. Сейчас они, уже повзрослевшие, воспитывают так же своих малышей.

Как увлечь велосипедной ездой горожан? Плюсов много – это часто и быстрее, и экологичнее. Есть и психологические преимущества: при езде на велосипеде восприятие города совсем иное, нежели у человека, который едет на автомобиле или в общественном транспорте. Возникает ощущение целостности и связанности частей города, “смена картинки” достаточно плавная, обзор ничем не ограничен, а скорость приемлема. Велоезда позволяет быть в визуальном контакте с людьми, зданиями, деревьями – замечать ежедневные изменения.

 

Перекрёсток, где велосипедная дорожка пересекает автомобильную дорогу. Статистика показывает, что через перекрёсток переезжает гораздо большее количество велосипедов, нежели автомобилей (кадр из фильма)

 

Так в детский сад и школу отвозят детей в Астердаме (кадр из фильма)

Советуем посмотреть

Зимняя езда при минус 30 градусах: миф или реальность? Фильмы для скептиков

Фильм об урбанистических изменениях в Нью-Йорке (США)

Фильм о том, как развивалось велодвижение в Нидерландах

Зима «на колесах» и пешеходные улицы – реально для Беларуси? Как думаете?