Что мешает развитию органического сельского хозяйства в Беларуси

Рубрика: 
24.03.2016
2052

Фермеров, которые занимаются органическим сельским хозяйством, в нашей стране можно пересчитать по пальцам. Тех, чья «органичность» подтверждена международным сертификатом, ещё меньше. Из 8632,3 тысячи гектаров, занятых сельским хозяйством, всего 700 заняты экопроизводством. Почему органическое сельское хозяйство всё ещё так слабо развито в Беларуси и что мешает его развитию?

Казалось бы, живём в аграрной стране, да и тема здорового питания с каждым днём становится всё более модной. Портал Ecoidea.by решил разобраться в теме вместе с органическими фермерами.

На полках псевдо-«био» и «эко»

Палки в колёса органическим фермерам часто ставят производители, которые занимаются гринвошингом. Из-за обилия ложной маркировки покупатели не могут отличить натуральный продукт от рекламной уловки. А ведь фермеры, чтобы получить право называть свой продукт органическим, тратят много времени, денег и сил: сертификация занимает около трёх лет, и после этого её регулярно нужно обновлять.
 


 

— На сегодня нам сложно доказать покупателям, что наша продукция органическая, потому что на полках есть продукты с приставками «био», «эко». Такие продукты люди воспринимают как чистые. Эта продукция дискредитирует органического фермера, -- считает глава фермерского хозяйства «Вермиэкопродукт» Игорь Хващевский Когда человек начинает интересоваться и узнает, что это обычная сметана, обычный кефир, продукты произведены по таким же технологиям, что их соседи по полке, не имеющие волшебной приставки, у покупателей наступает разочарование. Кто же теперь поверит, что продукты органических фермеров не такая же подделка?

Для того чтобы лже-экопродукты пропали с полок, нужен закон, который бы запрещал указывать на упаковке экологичность, если эта информация не подтверждена сертификатом, считают фермеры. Это бы защитило права органических производителей на их продукцию и гарантировало бы покупателю, что товар с маркировкой, действительно, органический.

Нет законодательной базы

Маркировка экопродукции это не единственный вопрос, который должен законодательно регулироваться в Беларуси. Меж тем, появление закона об органическом сельском хозяйстве в нашей стране можно ожидать уже в ближайшие годы. Как рассказал начальник отдела сельхозпроизводства Министерства экономики Дмитрий Клега, в 2016–2017 годах будет рассмотрен закон о производстве и обращении органической сельскохозяйственной продукции. Сейчас концепция закона находится на рассмотрении в Администрации Президента.

Концепцию закона в течение двух лет разрабатывали около 20 организаций, в том числе Минсельхозпрод, Госкомитет по стандартизации и общественные организации, среди которых был и Центр экологических решений.

Концепция этого закона рамочная, норм по сравнению с Европой немного — до 30 статей, которые определяют полномочия госорганов, общественных организаций и описывают ключевые требования к органическому сельскому хозяйству. К закону будет разработано около 20 технических нормативных правовых актов, в которых будут указаны конкретные требования к растениеводству, животноводству, пчеловодству, аквакультуре, переработке, сбору дикоросов (грибы, ягоды, берёзовый сок) и другим отраслям.

— Закон разрабатывался с целью быть равным европейскому стандарту. Другого варианта быть не может, ведь, если требования нашего закона не будут соответствовать  европейским, смысла в нём не будет. За основу взяли аналогичные европейские законы и адаптировали к белорусским условиям. Зачем изобретать велосипед, если в Европе подобный закон работает очень хорошо? — поясняет специалист по органическому сельскому хозяйству Центра экологических решений Любомир Клепач. Этот документ нужен, в первую очередь, для развития внутреннего рынка, потому что фермеры требуют правил игры, а покупатели хотят подтверждение качества продуктов на полках.

Высокая стоимость и низкая рентабельность продуктов

Многие покупатели и рады бы питаться чистыми продуктами, но останавливают цены. Они порой в несколько раз больше, чем на обычные продукты. Такая разбежка — это не прихоть местных фермеров, а мировая практика, поясняет владелица магазина фермерских товаров «ЭкаЕжа» Надежда Соболевская:

— Во всём мире откровенно говорят: органические продукты не могут стоить как обычные, это миф. Но человеку психологически сложно это воспринять. В Америке разница между органическими и неорганическими продуктами в 2–3 раза, в Европе чуть ниже. Например, в Швеции — 30 процентов. Разбежка сильно зависит от внутреннего рынка, но она есть всегда.

Денежный вопрос беспокоит и производителей. Органическому фермеру сложно работать рентабельно. Сейчас фермерам никто материально не помогает, а ведь эта поддержка очень нужна, особенно на начальном этапе, делится мнением глава крестьянского фермерского хозяйства «ДАК» Дмитрий Крылов:

— В переходный период, когда обычный фермер переходит на органическое земледелие, снижается урожайность, затраты становятся больше, а выход продукта -- меньше. Если получается продать товар по себестоимости, это уже хорошо. Так фермеру надо продержаться три года. Пойти на эти шаги самому, без поддержки очень сложно, нужно сделать колоссальные затраты и получить меньше, чем получал бы с помощью традиционного земледелия. Это многих останавливает.

Поддержка может быть не только государственной, покупатели тоже могут влиять на ситуацию. К примеру, в США для начинающих фермеров есть так называемая система коробок. Весной, когда фермеру нужны вложения в будущий урожай, потенциальный покупатель может заплатить деньги вперед и весь будущий сезон периодически получать коробку свежих фермерских продуктов.

Нет объединения, которое бы защищало интересы органических фермеров

Ещё один актуальный вопрос — объединение фермеров. Нужна профессиональная ассоциация, которая бы представляла «органиков» в органах власти, в общении с населением и с общественностью. При этом сами фермеры должны подсказать, как сделать лучше, используя европейский и американский опыт.

— Не может фермер и выращивать продукцию, и отстаивать свои интересы. Уже сейчас об этом надо задумываться не кому-нибудь со стороны, а фермерам. Центр экологических решений готов стать площадкой, где можно обсудить, какой бы мы хотели видеть ассоциацию, какие функции у неё будут, но инициатива должна идти снизу, — резюмировал Любомир Клепач.

 

Оставить комментарий: