Мутанты vs новые виды: что происходит с природой после Чернобыля?

Рубрика:
24.04.2016
25553
3

Три десятилетия минуло с тех пор, как произошла трагедия на Чернобыльской атомной электростанции, однако всю тяжесть последствий этого инцидента невозможно точно оценить даже сейчас. Катастрофа в Чернобыле повлияла не только на жизнь и здоровье людей, героически трудившихся над ликвидацией непосредственно аварии на энергоблоке, но и на миллионы людей, пострадавших в последующие годы. Природа пострадала не меньше.

В результате аварии на ЧАЭС десятки тысяч гектаров леса испытали мощное радиоактивное загрязнение. Колоссальная доза радиации привела к повреждению и гибели деревьев. Этот феномен впоследствие назвали «Рыжий лес». Во избежание дальнейшего загрязнения все эти мёртвые деревья были спилены и захоронены в земле, так как они сами стали источником радиации.

Аэрофотосъёмка «Рыжего леса» в 1986 году. Фото из открытых источников

Однако природа имеет практически бесконечный потенциал для самовосстановления, особенно если исключить воздействие человека. Бытует мнение, что на территории зоны отчуждения сложились уникальные условия, в которых животный и растительный мир не только отлично восстанавливается, но и становится богаче, несмотря на радиоактивное загрязнение. Так это или нет, мы с вами и попытаемся разобраться.

Многие учёные, экологические организации и представители местных властей высказывают совершенно разные, часто – противоречивые мнения по данному вопросу. Так, например, доклад Чернобыльского Форума ООН в 2006 году описывает радужную картину роста популяций флоры и фауны в зоне отчуждения, а также благоприятное воздействие сложившихся условий среды на живой мир региона.

«Удаление человеческого фактора способствовало восстановлению биоты в зоне отчуждения, например, прекращение сельскохозяйственной и промышленной деятельности. В результате популяции многих растений и животных в конечном итоге увеличились, а сложившиеся условия окружающей среды оказали положительное воздействие на биоту в зоне отчуждения. Действительно, зона отчуждения неожиданно стала уникальным заповедником биоразнообразия».

Однако в апреле того же года выходит другой доклад The Other Report on Chernobyl (TORCH), предлагающий значительно более мрачный вариант сложившейся ситуации. Специалисты из французского университета Пьера и Мари Кюри совместно со специалистами из американского университета Южной Каролины, проводившие независимое исследование фауны зоны отчуждения, сообщают о том, что видовое богатство, изобилие и плотность гнездящихся птиц в 30-километровой зоне отчуждения вокруг Чернобыльской атомной электростанции уменьшается по мере увеличения уровня радиации.

Этот феномен впоследствие назвали «Рыжий лес». Мёртвые деревья были спилены и захоронены в земле

Во время исследования были записаны данные о 1750 особях птиц. Авторы пришли к выводу, что в районах максимального облучения численность птичьего населения на 66 процентов ниже, чем в местах с нормальным уровнем радиации. С увеличением уровня радиоактивного заражения наблюдается более чем 50-процентное сокращение видового разнообразия.

Профессор Муссо из Университета Южной Калифорнии отмечает, что есть признаки того, что наибольшая вероятность сокращения численности наблюдается у птиц, питающихся насекомыми, которые живут в верхнем слое почвы в наиболее пострадавших районах. В ближайшее время учёные надеются расширить область своих исследований, изучить влияние радиационного загрязнения не только на популяции птиц, но и на беспозвоночных животных, млекопитающих и даже растений в регионе.

Учёные в Украине критически отнеслись к выводам Муссо и Моллера. Биолог, сотрудник Чернобыльского центра в Украине Сергей Гашчак никак не прокомментировал последний документ. Однако ранее он отклонил полученные результаты относительно насекомых и птиц. Он сказал, что придерживается абсолютно противоположного мнения. «Из-за низкого уровня влияния человеческого фактора животный мир процветает в Чернобыльской зоне, – рассказал он. – Вся жизнь возникла и развивалась под действием излучения, поэтому механизмы сопротивления и восстановления эволюционировали для того, чтобы животный мир мог выжить в таких условиях».

Белорусские учёные также наблюдают за природными явлениями в зоне отчуждения на примере Полесского государственного радиационно-экологического заповедника (ПГРЭЗ), образованного вокруг белорусского сектора зоны. Здесь тоже отмечается увеличение численности популяций животных, появление редких видов и видов, ранее не наблюдавшихся на данной территории. Так, на территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедника появилась лошадь Пржевальского. Эти животные в 1998 году были завезены в зону отчуждения из заповедника «Аскания-Нова» с целью ускорения биологической фиксации радионуклидов в заражённой зоне. Лошади хорошо адаптировались к новым условиям и в настоящее время успешно размножаются, занимая новые территории, в том числе в ПГРЭЗ в Беларуси. В свою очередь, рост популяций диких животных наблюдается в общеевропейском масштабе, а усиливающееся антропогенное воздействие на земли вокруг запретной зоны заставляет животных перемещаться на заражённые территории. Это не отменяет того факта, что в отсутствие хозяйственной деятельности человека сейчас такие земли являются отличным полигоном для изучения диких животных, размножения редких видов, таких, как зубр, рысь и т.д. Учёные планируют использовать уникальные условия Полесского государственного радиационно-экологического заповедника для возобновления таких утраченных для Беларуси видов, как европейский кот.

Учёные планируют использовать уникальные условия Полесского государственного радиационно-экологического заповедника для возобновления утраченных видов

Сколько людей – столько мнений. Однако стоит отметить, что все утверждения о том, что небольшие дозы радиации не влияют на животных, обитающих в зоне отчуждения, не подтверждаются фактами и цифрами. Исследования же Муссо и Моллера, хоть и неутешительны, сопровождаются богатой фактической базой, опубликованы и доступны в открытых источниках.

Частичное изменение нормальной окраски перьев деревенской ласточки в виде белых пятен.
Фото Т.А. Муссо  (Т.А. Mousseau) из открытых источников.

Кроме прямого влияния на численность особей в популяциях животных, существует ещё и другая опасность для всего живого в регионе, к тому же имеющая далеко идущие последствия – мутации. Чаще всего при слове «мутация» мы представляем лишние конечности, раздвоенные головы и тому подобные уродства. Такие уродства наблюдаются повсеместно с определённой частотой не только в радиационно загрязнённых районах. Часто страшные фотографии «мутантов» – это обычный фотомонтаж.

Меж тем, реальность хотя не так впечатляет, не менее страшна. В научном смысле слова, мутации – это изменения в геноме под воздействием внешних факторов. В норме такие изменения устраняются системами репарации генетического материала и не влияют на потомство. Однако иногда они сохраняются и накапливаются от поколения к поколению, что может привести к абсолютно непредсказуемым последствиям. Учёными уже отмечаются факты частичного альбинизма у птиц с территории зоны отчуждения, вызванного постоянным воздействием радиации.

Мутациям подвержены не только животные, но и растения. Так, на территории, поражённой радиацией, можно нередко встретить сосну-мутанта, которая из дерева превратилась в куст.

Видимое изменение строения кроны сосны обыкновенной: дерево превратилось в куст.
Фото из открытых источников

Некоторые наши действия могут иметь последствия, всю глубину и тяжесть которых можно будет оценить только спустя многие десятилетия. На примере экосистем зоны отчуждения мы можем запустить процесс этого понимания. Остаётся только надеяться на то, что природа сможет залечить раны…

Комментарии:

Интересно, что такое ускорение биологической фиксации радионуклидов?

Интересная, актуальная статья, если через 30 лет наблюдаеться такое, то что будет через 100 лет ?

В данном случае под фиксацией радионуклидов имеется в виду, что радиоактивная пыль, оседающая на траве, поедается крупными копытными, тем самым вовлекаясь в биологический круговорот: входит в состав образующихся органических соединений, перерабатывается бактериями в почве, поглощается растениями в качестве питательных элементов. Все это помогает локализовать заражение, избежать дальнейшего распространения ветром.