Радиоактивные волки Чернобыля: как снимают фильмы о «зоне»

Рубрика: 
25.04.2016
1618
1

Снимать фильмы в «соавторстве» с дикой природой – дело архисложное, а порой и экстремальное, причём рассчитывать на несколько дублей чаще всего не приходится.

Белорусский эколог, фотограф, кинорежиссёр-анималист, кандидат биологических наук Игорь Бышнёв давно уже заводит кинороманы с дикой природой и являет их миру. На его счету – около трёх десятков лент. Пару лет назад в нескольких странах, в том числе и в Беларуси, состоялась премьера международного кинопроекта «Волки Чернобыля». Тот, кто не упустил возможность посмотреть этот фильм, вряд ли пожалел о потраченном времени. Как водится, немало интересного осталось за кадром.

Знаковая фигура

В отличие от Беларуси, где волки многочисленны и даже причислены к нежелательным видам, в Западной Европе этот зверь встречается всё реже, а кое-где полностью исчез. Поэтому европейцы считают его знаковой фигурой в дикой природе и даже символом её охраны. Не случайно он привлёк внимание трёх крупнейших телеканалов Австрии, Германии и США.

Игорь Бышнев. Фото Владимира Шлапака

Изначально основную часть фильма планировалось снимать на территории Украины, однако там киношники так и не смогли пробиться через бюрократические препоны. В Беларуси же оформление всех документов заняло всего полтора дня, поэтому снимать картину было решено в Полесском радиационно-экологическом заповеднике.

Фото Игоря Бышнева

По словам Игоря Бышнёва, чтобы успешно сфотографировать зверя в дикой природе, нужно досконально изучить его повадки, провести не один день в лесу. Видеосъёмка – на порядок сложнее.

То в жар, то в холод…

Опыт работы в дикой природе у Игоря Бышнёва колоссальный, но даже ему никогда до этого не приходилось творить в таких условиях. Создателям фильма пришлось полтора года прожить в чернобыльской зоне. Экстремальная жара летом и феноменальные морозы зимой, специфика работы в условиях радиационного загрязнения, вечная погоня за удачным кадром и эксперименты потребовали работы на пределе человеческих сил и возможностей.

Фото Игоря Бышнева

Вскоре после старта кинопроекта грянула морозная зима. Красивая «картинка», особенно пейзажная, требовала солнца, а оно традиционно сопровождалось трескучими морозами. Игорь вспоминает съёмки с вертолёта. Как раз в тот день температура за бортом опустилась до минус 30-ти.

Фото Игоря Бышнева

– Мы поднялись в воздух и открыли в вертолёте дверь, – с содроганием вспоминает Бышнёв. – В тот момент я подумал, что на этом съёмки и закончатся, поскольку в таких условиях работать просто невозможно: поток ледяного воздуха моментально заполнил салон. Люди стали ломать специальные пластиковые пластины, которые при повреждении разогреваются до 60 градусов тепла. Импровизированные грелки рассовывали по ботинкам и рукавицам, под многослойную одежду. Лица смазали барсучьим жиром. Однако все эти ухищрения помогли мало.

Фото Игоря Бышнева

Игорь каким-то чудом «нащупал» место в вертолёте, где поток воздуха раздваивался. А вот охотоведу заповедника повезло меньше. Под прицелами видеокамер он должен был разбрасывать с воздуха вакцины против бешенства диких животных. Его рука при взмахе раз за разом попадала в холодную струю, и за считанные секунды кисть получала сильное обморожение. Рука у охотоведа распухла. После приземления и просмотра отснятого материала все участники полёта несколько часов отогревались в раскалённой бане.

Фото Игоря Бышнева

Лето, наоборот, встретило изнуряющей жарой. При этом нужно было соблюдать элементарные правила радиологической безопасности и ходить в плотной закрытой одежде. Остроту ощущениям прибавляли также тучи комаров, слепней и мошкары.

Фото Игоря Бышнева

В тёплое время года киношникам нередко приходилось ночевать под пологом леса. Прежде чем разбить полевой лагерь и поставить палатки, долго бродили с дозиметрами, выбирая место почище.

Дело случая

В киносъёмках большую роль играют случай и везение. Например, долгое время на реке Припять киношники караулили начало ледохода.

– Мы очень боялись, что ледоход начнётся ночью, и наше ожидание не увенчается успехом, – рассказывает Игорь. – Повезло: когда река вздыбила лёд, был разгар дня. Огромные, ломающиеся с треском, наплывающие друг на друга, режущие берега льдины… Бобр посреди реки, пытающийся вырваться из ледяного плена, птицы, мечущиеся над грохочущей рекой… Всё это попало в кадр.

Фото Игоря Бышнева

В то же время немецкие участники экспедиции спустились ниже по течению. Там они увидели выдру, которая вынырнула из образовавшейся на миг у самого берега полыньи. Зверёк вытащил за собой большого сома, а затем 20 минут забавлялся с рыбиной. К сожалению, операторы на этот «спектакль» не успели – выдра убежала. И подобных упущенных моментов было очень много.

Фото Игоря Бышнева

Лесные «звёзды»

Самые яркие воспоминания оставила работа с животными. Зима была настолько суровая, что практически весь молодняк дикого кабана погиб. Пять смышлёных кабанчиков прибились к стаду зубров, и лесные исполины их не прогоняли. Через несколько дней два «пришельца» исчезли – ночью их загрызли волки, о чём свидетельствовали пятна крови и останки кабанов, а также волчьи следы на снегу. Так перед глазами людей раскрывалась настоящая суровая жизнь в дикой природе…

Фото Игоря Бышнева

А вот главные герои – волки – за славой не спешили. Все попытки отловить хищников и оснастить их специальными ошейниками с радиомаяками заканчивались неудачей. В американские мягкие капканы, предназначенные для отлова зверей без причинения им вреда, почему-то попадались барсуки, енотовидные собаки, лисы и прочие неудачники, но только не серые. Лишь через неделю удалось поймать волчицу, а ещё через пару дней – молодого волка. До этого момента для съёмок осторожного и хитрого хищника приходилось применять даже специальные автоматические камеры, реагирующие на движение.

Фото Игоря Бышнева

В процессе съёмок охотовед обнаружил в лесу павшего зубрёнка. Стадо зубров приходило к этому месту каждый день. Они стояли вокруг погибшего малыша, словно прощались с ним. Киношники решили воспользоваться ситуацией и снять вместе волков и зубров. Дикие волки для этого не подходили, поэтому за помощью обратились к зоологу Дмитрию Шамовичу, у которого в Россонском районе жили три ручных хищника. Для съёмок в картине Дмитрий провёз своих питомцев через всю страну.

Фото Игоря Бышнева

Выпущенные рядом с зубрами волки повели себя агрессивно и отогнали всё стадо от погибшего малыша. Однако через некоторое время великаны вернулись и, напоминая медлительные танки, начали окружать волков, затем бросились в атаку. Волки чудом смогли вырваться. Наблюдавшие за развитием событий люди осознали, что вновь увидели отрывок из «спектакля», подготовленного самой природой.

В фильме снимались…

Третий герой «Волков Чернобыля» – орлан-белохвост. Эта огромная птица очень осторожна, чутко реагирует на изменения ландшафта. Любая попытка соорудить засидку (Игорь Бышнёв в этом деле профессионал) заканчивалась провалом: орланы её обнаруживали и перелетали на другое место. Помогло то, что ещё года четыре назад Игорь просил руководство заповедника организовать постоянные засидки. К ним птицы привыкли, позволили себя заснять на киноплёнку.

Фото Игоря Бышнева

Фото Игоря Бышнева

Съёмочная группа снимала уникальные кадры – драки между орланами, их трапезы, взаимоотношения с другими пернатыми – и одновременно всё больше узнавала о повадках птиц. Например, было интересно наблюдать, как ведут себя вороны, повсюду сопровождающие орланов и делящие с ними добычу. К взрослым орланам они относились с уважением и опаской, а вот молодых ни во что не ставили: постоянно дёргали и таскали за хвост, всячески преследовали, вынуждая перелетать на другое место и оставлять добычу воронам.

Фото Игоря Бышнева

Помимо главных героев «засветились» в этом фильме и лошади Пржевальского, которые прикочевали с Украины на территорию Полесского заповедника несколько лет назад. Попытки их снять продолжались несколько дней. Игорь выяснил, что для ночёвки табун выбирал заброшенную ферму. Однако подобраться к лошадям было невозможно: возле входа в здание постоянно стоял вожак табуна, который зорко следил за окрестностями, а в случае опасности вполне мог напасть. Хищнику лошадь Пржевальского практически не по зубам, а потому этот исчезающий с лица Земли вид имеет все шансы закрепиться в Полесском заповеднике.

Кино обладает удивительной способностью «сжимать» время. Вот и этот 52-минутный фильм, вобравший в себя полтора года напряжённой работы, смотрится на одном дыхании.

Предлагаем обратить внимание на другие фильмы о Чернобыле.

   

Комментарии:

Фотоработы Игоря Бышнева вызывают восхищение.

Оставить комментарий: