Гаджетизация: разумный подход vs запланированное устаревание

Рубрика: 
01.03.2017
1122

Задумывались ли вы когда-нибудь о причинах, по которым ваши гаджеты перестают функционировать? Я сейчас хочу поговорить не о тех случаях, когда смартфон летит из рук на асфальт экраном вниз или когда свежеприготовленный кофе лёгким движением руки выливается на клавиатуру ноутбука – с этими причинами поломок всё ясно. Речь пойдёт о другом. Примерно со времени появления сотовых телефонов с относительно большими цветными экранами я стал замечать, что сложные технические приборы по истечении гарантийного срока завода-изготовителя начинают вести себя несколько неадекватно.

Тому лично у меня наберётся не менее тройки ярких примеров. Чтобы не быть голословным мне придётся здесь приводить модели своих конкретных девайсов, независимые отзывы о функционировании и смерти которых вы сможете сами при желании нагуглить.

Первым из моих гаджетов, который вёл себя «как-то не так», причём с самого момента приобретения, стал первый же телефон с цветным экраном, на котором гордо мог высвечиваться значок прорывной на тот момент технологии 3G – Benq-Siemens EF81. Отличнейший телефон, поражавший на тот момент огромнейшим 2,2-дюймовым цветным экраном, дизайном а-ля звездные войны, поддержкой установки сторонних программ и прочими модными «фишками». Красив, функционален – он завоевал широчайшее признание в народе. В то время едва ли не каждый третий ходил с этим телефоном. Но беда данной модели заключалась в том, что для такого экрана и функционала он обладал явно несбалансированной по ёмкости аккумуляторной батареей на 850 мАч, которой чаще всего не хватало до конца рабочего дня. И, кроме того, в нём глючило и отрубалось всё что только было возможно. Постоянные зависания, закрытия приложений, вылеты на самых банальных задачах типа поиска номера в телефонной книге или нажатия кнопки принятия вызова. Объяснить такое поведение можно было объединением для разработки данного аппарата некогда славившейся надежностью своей продукции компании «Siemens» с начинающей компанией из поднебесной «Benq». В таком тандеме они успели выпустить совсем немного моделей сотовых телефонов, что и неудивительно, так как комфортно пользоваться такими аппаратами было просто невозможно.

На смену «глупому» телефону, хоть и с цветным экраном, у меня пришёл приобретённый в далеком 2011 году смартфон Huawei Ideos с набиравшей обороты системой Android версии 2.2. Это был смарт с официальной гарантией, купленный у оператора связи, – в «белом» пути поставки и надёжности продавца, казалось бы, сомневаться не приходилось. Один год можно было спать спокойно. Однако на форумах обсуждений аппарата у людей с самого момента приобретения начинали возникать ситуации отказа контроллера заряда батареи. Однако мне повезло больше, мой экземпляр отслужил мне верой и правдой целый год и ещё месяца 3—4, и его постигла та же участь беспричинной молниеносной разрядки, о которой писали на форумах. Причём разрядка шла даже в полностью выключенном состоянии. Никакие танцы с бубнами, сбросы настроек и программные перепрошивки ситуацию не изменили. Узнав стоимость уже на тот момент не гарантийной замены этого незначительного элемента, я пришёл в замешательство. Стоимость составляла около 75 процентво от стоимости всего устройства в новом состоянии. Да и ремонта требовалось ждать как минимум месяц. В итоге принял решение положить девайсик на полочку. Было обидно, так как телефончик очень нравился и, в принципе, всё ещё устраивал по всем характеристикам. В этот раз я списал свои невзгоды то ли на неправильную автозарядку, которую использовал накануне поломки, то ли на ненадежность выпустившей данный аппарат фирмы (это был 2011 год, когда «Huawei» только выходила на рынок смартфонов). С аппаратом пришлось расстаться.

Image result for gadgets waste

Следующим попросился на покой ноутбук NTT Corrino L 690SR. Когда я его покупал, то уже знал, что в нём имеется определённая конструктивная особенность, вернее, конструктивный просчёт, в системе охлаждения видеочипа. Этот просчёт рано или поздно практически неминуемо должен был привести к выходу его из строя, а значит, и к полной потере работоспособности устройства, так как в ноутбуках графические карты не так просто заменить, как в случае со стационарным системным блоком. В этом случае я, можно сказать, сам сознательно пошёл на риск и компромисс ради относительной мощности железа, выиграв некоторую сумму денег при покупке, но за это сыграв в лотерею на работоспособность. Отработав положенный гарантийный срок в один год и сверху пару месяцев, ноутбук умер. За перепайку видеочипа в сервисе попросили снова те же 75 процентов стоимости аналогичного девайса, причём не давая при этом каких-либо гарантий дальнейшего благополучия его эксплуатации. Конечно же, ремонтировать при таком раскладе я его не стал и распродал основные заменяемые части по отдельности.

Следующей жертвой пал планшет Asus Fonepad 7. На его покупку я, припоминая предыдущие истории, можно сказать не поскупился. Подсобирал средств, выбрал вариант несколько выше среднего по цене и от производителя с уже устоявшимся именем на рынке. Программные обновления, как бы это не выглядело странно на фоне всеобщего наплевательского к этому вопросу отношения, на данный аппарат выходили более двух лет, то есть более чем в два раза дольше, чем официальная на него гарантия. Но уже тут вылезли странные «баги» – обновление версии системы Android с 4.4 на 5.0 вызвало странные непонятные зависания-торможения. Впрочем, с ними можно было кое-как мириться. Однако в один прекрасный момент планшет стал заряжаться неприлично долго – по восемь и более часов до полной зарядки. Рекомендуемые очевидные вещи типа замены адаптера питания, шнура, очистки контактов, сброса настроек и даже покупки нового аккумулятора не дали эффекта. Хотя даже эту внезапно возникшую особенность можно было терпеть, но аппарат в один прекрасный момент, лёжа на зарядке, глюкнул и при попытке перезагрузки больше не включился. Прямых причин для такого поведения я уже просто не смог выдумать. В сервисе даже не стали напрягать выставлением всё той же стоимости ремонта в 75 процентов, а просто сказали «Выбросьте и купите новый!».

Как выяснилось позже, читая отзывы по данным девайсам на соответствующих форумах, пользователи практически всех гаджетов данных моделей рано или поздно встречались с такими же проблемами. В первом случае – сырость программного обеспечения и непродуманная ёмкость батареи, во втором – выход из строя контроллера заряда батареи, в третьем – перегрев видеочипа из-за непродуманности конструкции охлаждения, и в четвёртом – торможения при обновлении програмного обеспечения, замедленная зарядка и немотивированный полный выход из строя.

Image result for gadget

К чему было это длительное техническое погружение в груды поломанного железа? В каждой истории христианская (или, если хотите, технарская) душа может найти для себя урок на будущее. Исходя из этих примеров, я сделал следующее заключение – в последнее время разработчики всё меньше заботятся о поддержании работоспособности своих продуктов, выпуская на рынок крайне сырые решения с массой известных (или намеренно внесённых) ими же самими недоработок. Главное – обеспечить минимальный гарантийный срок работоспособности. Если девайс выйдет из стоя в этот промежуток времени, расходы понесёт производитель, если после – незадачливый покупатель. Естественно, производителю выгоднее всего, если продукт выйдет из строя на следующий день по истечении гарантии, так как потребитель будет вынужден сразу же бежать за новым продуктом. Ремонтировать за свой счёт покупателю становится совершенно невыгодно, так как в современных приборах ремонтопригодность находится на весьма низком уровне. То есть даже при незначительной поломке приходится менять крупный технический узел или даже полностью прибор. Ремонт для потребителя становится просто экономически нецелесообразным. Разработчик всеми силами пытается заставить покупателя приобрести новый товар, а не ремонтировать старый. Обратите внимание, что во многих современных смартфонах даже батарею нельзя заменить без обращения в сервисный центр. Ещё хочется отметить, что многие производители «железа» напрочь забывают об обновлениях ПО для своих аппаратов – на лицо, опять же, подталкивание покупателя в случае программных проблем к приобретению нового девайса, а в сущности – это плевок в лицо покупателю. Мы тебе свой продукт «впарили», а ты с ним разбирайся как хочешь.

Готовя эту колонку, в новостных лентах заметил информацию, что «Samsung» посредством «обновления» прошивки своего неудачного флагманского аппарата Galaxy Note 7 блокирует работу аппарата и лишает потребителей возможности использования купленного девайса. Обновление блокирует возможность зарядки аккумуляторов данной модели и запрещает гаджетам подключаться к мобильным сетям и беспроводному интернету. Неправда ли милое «обновление»? После такой новости я не удивляюсь, почему некоторые мои девайсы беспричинно начинали страдать непонятными глюками. Просто в случае с Note 7 производителя вынудили признаться в просчётах, а в случаях более мелких производителей – никому нет до этого дела. Маленький человечек достанет следующую денежную бумажку и пойдёт в магазин за очередным гаджетом.

Однако как христианин (или, если хотите, как тайный мшелоимец), я не люблю менять гаджеты каждый год, плодя тем самым опасный мусор, загрязняющий планету и отравляющий всё живое. Я не люблю также тратить деньги на всё новые и новые гаджеты, которые мне по сути не нужны. Да и просто я привыкаю к вещам, мне они нравятся и устраивают по своим характеристикам, я не хочу тратить время на изучение каких-то новых ненужных мне «фичь», я просто хочу решать свои вопросы в максимально короткий срок с помощью инструмента, который я успел изучить и досконально знаю, как им пользоваться и чего от него ожидать.

И что же делать отдельному маленькому человеку-потребителю, которыми мы все являемся? – спросите вы. Для себя я выработал несколько правил, которыми хочу с вами поделиться.

  1. Если девайс вас устраивает по всем своим характеристикам, не тратьте свои силы, время, деньги на поиски всё новых и новых покупок.
  2. Если покупка нового гаджета неизбежна, изучите перед приобретением соответствующие форумы по данному гаджету и отзывы пользователей на предмет промахов производителя и конструктивных просчётов.
  3. Отдавайте предпочтение производителям, которые обновляют ПО своих устройств, то есть прислушиваются к опыту пользователей. Либо выбирайте такие варианты, у которых в обновлениях просто нет нужды, и продукт выходит на рынок полностью доработанным и протестированным (хотя такое сейчас едва ли можно встретить).
  4. Перед покупкой также поинтересуйтесь ремонтопригодностью данного аппарата и сроком сервисной поддержки (то есть в течение какого времени вы сможете найти на него запасные детали).
  5. Если девайс всё-таки поломался и починка нецелесообразна, отдайте или продайте из него те детали, которые ещё можно использовать для ремонта или модернизации других экземпляров. Этим вы сделаете доброе дело другому человеку, сэкономите себе копеечку и просто спасёте кусочек земли от преждевременного загрязнения.

Придерживаясь этих правил, кроме некоторого снижения воздействия на экологию, вы сэкономите себе кучу времени, средств и нервов.

P.S. Поставил точку и подключил к зарядке смартфон жены, которому как раз чуть больше года с даты покупки. При подключении кабеля к розетке зарядка пошла в обратную сторону. Видимо, скоро опять придётся доставать с полочки благополучно здравствующих 15-летних и работающих, как швейцарские часы, Nokia 3510 или Siemens A52.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Фото: 
http://www.theverge.com, http://europe.newsweek.com/

 

 

Оставить комментарий: