Е40: что это такое и почему сейчас беспокоит всех вокруг

Рубрика: 
30.07.2017
1357

Давно хотели разобраться в проблеме и понять суть, но трудно было самостоятельно подступиться к теме? Портал Ecoidea.by вместе со специалистами делает это для вас.

Под этой аббревиатурой «спрятан» проект судоходной трассы, которая может быть построена в ближайшие годы и пройти через реки Польши, Беларуси и Украины. Согласно проекту, в Беларуси будет водный отрезок в 500 километров, большая часть которого приходится на реку Припять.

С белорусской стороны это Министерство транспорта и коммуникаций и подведомственное предприятие «Днепро-Бугский путь», с польской – Министерство инфраструктуры и строительства, Министерство морского хозяйства и речного судоходства.

Водный путь Е40 хотят построить в основном для того, чтобы через Беларусь проходили грузовые суда, что, по мнению разработчиков проекта, позволит стране зарабатывать. А ещё – чтобы больше использовать внутренний водный транспорт.

Инициаторы проекта «Е40» называют его восстановлением пути «из варяг в греки», который когда-то соединял порты Балтийского и Чёрного морей. Если вы интересуетесь историей, то знаете, что знаменитый путь проходил через другие реки, по Беларуси в частности – через Западную Двину и Днепр. Это значит, что в данном случае уместнее говорить о строительстве нового водного пути, а не о восстановлении. Однако разработчикам выгоднее называть проект «восстановлением», чтобы привлечь финансирование.

На данный момент Е40 – это только проект. Строительство не ведётся. Пока по заказу инициаторов было сделано лишь технико-экономическое обоснование (ТЭО). Однако и этого оказалось достаточно, чтобы общественность обеспокоилась. После анализа ТЭО, проведённого независимыми экспертами, стало понятно: этот документ не отражает реальной картины (ни экономической, ни экологической), а значит, последствия строительства точно не изучены и могут быть непредсказуемыми для страны.

– Подготовленное ТЭО – это документ из 300 страниц, в котором Беларуси посвящено лишь 30. Там вскользь и очень осторожно упоминается про возможное загрязнение нефтью, спрямление реки и наличие на проектируемом водном пути особо охраняемых природных территорий, – комментирует директор общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский. – Безусловно, это не отражает реального воздействия проекта на окружающую среду, потому что многое упущено.

Экономист, научный сотрудник Варшавского университета Святослав Волосюк отмечает также, что «содержание документа не позволяет судить о целесообразности проекта». В данном ТЭО нарушена методология анализа выгод и затрат. Уже из-за одного этого нельзя утверждать, что проект будет выгодным. Есть в экономических подсчётах и другие «ошибки».

Учитывая нестыковки в ТЭО проекта и обеспокоенность потенциальными угрозами для окружающей среды, организации из Беларуси (ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны», ОО «Багна», ОО «Экодом», товарищество «Зелёная сеть», учреждение «Центр экологических решений», фонд «За чистую Припять», ОО «Время Земли»), Польши и Украины, независимые специалисты, экологические активисты и жители Полесья объединились, чтобы не допустить появления проекта, который выгоден только разработчикам: стартовала общественная кампания «Стоп Е40! Сохраним реки Беларуси в естественном состоянии».

Припять – единственная река Беларуси, которая сохранилась практически полностью в естественном состоянии, и единственная в Европе, что течёт в широтном направлении. Она создала уникальную экосистему на белорусском Полесье, потому любое вмешательство может повлечь исчезновение необыкновенных природных уголков. Например, планируемое выпрямление участка скажется на количестве и распределении воды: шлюзы, дамбы и другие установленные на реке конструкции могут вызвать подтопление одних прилегающих территорий и осушение других. Поскольку местную экосистему формируют именно огромный водный бассейн (ширина разлива сейчас достигает 30 километров!), скорее всего, исчезнет уникальный ландшафт (меандры реки, многочисленные старицы и старичные озёра), а также редкие пойменные дубравы, дюны, болотные массивы и естественные заливные луга.

Углубление реки (без него суда просто не пройдут в некоторых местах) приведёт к снижению скорости течения, а значит, ослабит способность реки к самоочистке от загрязнителей.

Е40, так или иначе, коснётся особо охраняемых природных территорий: национального парка «Припятский», Полесского государственного радиационно-экологического заповедника, 11 заказников республиканского значения и шести заказников местного значения. 12 из этих территорий имеют международное значение: они охраняются Рамсарской конвенцией и являются территориями, важными для птиц.

Через пойму Припяти проходит один из самых крупных миграционных путей для птиц на территории Беларуси и в Европе в целом, рассказал директор Белорусского центра кольцевания Павел Пинчук. Так, например, за сезон здесь пролетает 30—50 тысяч гусей, 150—200 тысяч особей свиязи, до 400 тысяч турухтанов, до 1,5 миллиона других водоплавающих птиц. Поэтому строительство и эксплуатация водного канала может лишить пернатых последнего перед тундрой места остановки.

Может сократиться численность птиц, которые здесь обитают и гнездятся. На данный момент на этой территории живут 329 видов пернатых, это 90 процентов от общего числа птиц Беларуси. Кроме того, в случае строительства Е40 проблема исчезновения птиц может «вылететь» за приделы страны: в местах, где планируется судоходный канал, обитают глобально угрожаемые виды, то есть такие, которых крайне мало в мире.

– В этих местах живёт почти половина мировой популяции вертлявой камышёвки, мы можем потерять до 90 процентов этих птиц из-за Е40. Беларусь отвественна перед миром также за большого кроншнепа, большого веретенника, дупеля, – уточняет орнитолог. – И это, поверьте, весомый аргумент против строительства водного пути.

Если Е40 построят и будут активно использовать, местная фауна может непредсказуемо поменяться. В частности, водный канал упростит миграцию некоторым чужеродным видам (американским и азиатским), которые сейчас живут в схожих с белорусскими природных условиях. Животные-«иностранцы» могут потеснить и даже полностью «выселить» наших. Такие примеры уже есть: с территории Польши и Украины пришли американские раки и выживают отечественных.

На данный момент в бассейне Припяти на территории Беларуси отмечено 54 вида рыб, 13 видов амфибий и семь видов рептилий (один вид черепах, по три – ящериц и змей).

Точно сказать невозможно. Это может случиться в самые ближайшие годы, может – через десятилетия. Пока очень сложно спрогнозировать, как быстро масштабный инфраструктурный проект начнёт «реконструкцию» природы.

Точно небезопасно. По проекту водный путь проходит через загрязнённые радионуклидами территории, в частности через Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, который как раз и возник на наиболее загрязнённых Чернобыльской аварией территориях. Сюда, по данным учёных, выпала треть всех радионуклидов (30 процентов цезия, 70 процентов стронция, 97 процентов плутония).

И больше всего стоит бояться украинцам. Дело в том, что речной ил работает как губка: он собирает различные загрязнители, в том числе радионуклиды. Во время углубления дна эта «губка» в любом случае будет затронута, и «растревоженный» ил пойдёт вниз по течению Припяти и Днепра до Киевского водохранилища. Из этого водоёма и связанных с ним получают воду около 30 миллионов украинцев.

Скорее, наоборот, потратить. Сегодня внутренний водный транспорт наиболее проблемный из всех и по ряду причин не может конкурировать с автомобильным и железнодорожным. Государственные субсидии в водный транспорт, по данным 2015-го года, почти в полторы тысячи (!) раз больше, чем в два других названных транспортных направления. Есть риск, что после запуска Е40 госдотации придётся увеличить ещё, ведь доставка грузов по воде в Беларуси даже после модернизации Е40 не сможет конкурировать с автомобильными и железнодорожными перевозками.

В частности, потому, что скорость доставки грузов по воде ниже. На воде сложно быть гибкими в построении схем передвижения. На автотранспорте и железнодорожном транспорте можно перевозить разные объёмы, даже небольшие, водным – невыгодно. Водный транспорт имеет ряд сезонных ограничений.

При движении по внутренним водным путям в цепочке поставки появляются, как правило, дополнительные звенья, что делает грузоперевозку ещё более медленной, а конечную стоимость товаров – выше! То есть мы с вами заплатим дважды: сначала наши налоги пойдут на поддержку отрасли, а после – дополнительные «водные» расходы войдут в цену товара.

Может быть и так, что для привлечения грузов на внутренний водный транспорт могут задействовать административный ресурс. На практике такой принудительный «перехват» части грузов от авто- и железнодорожного транспорта может спровоцировать кризис отрасли: сотни тысяч людей просто потеряют работу, а Е40 обеспечить рабочими местами такое количество людей не сможет.

Не Беларусь в целом, а только перевозчики. И это не очень справедливо, ведь выгоды будут в частных руках, а затраты несёт всё общество, в частности налогоплательщики.

К тому же в экономическом обосновании разработчики схитрили. Чтобы положительно оценить экономическую целесообразность проекта, выгоды должны перекрывать все затраты. Однако во время анализа разработчики сравнили текущие операционные затраты и сборы за шлюзование судов. Это значит, что иные инвестиции и расходы остались «незамеченными» и не были никак посчитаны.

Кроме того, из важного было упущено не только это. Директор Центра экологических решений Евгений Лобанов добавляет: никто не посчитал и реальную стоимость экосистемных услуг.

– Я думаю, что в пересчёте на деньги экосистемные услуги дают нам не меньше, чем потенциальные иностранные перевозчики. С перевозчиков возьмут стандартную таксу за использование канала, но никто – за «пользование» природой. А мы рискуем угробить уникальную экосистему из-за транспорта, – поясняет специалист.

Кроме того, никакие сборы не перекроют потенциальную опасность некоторых грузов.

– Лоббисты проекта активно ищут грузы, чтобы оправдать строительство канала. И в последнее время поднимается вопрос о перевозке по Припяти нефтепродуктов. Нефтяные танкеры – огромная угроза техногенной катастрофы для нашего региона, – комментирует Александр Винчевский.

Как минимум, рассказать о проблеме своим родным, друзьям, знакомым, коллегами. Чем больше людей знает, тем шире общественная поддержка общественной кампании «Стоп Е40! Сохраним реки Беларуси в естественном состоянии». Поучаствуйте в освещении темы, используя в социальных сетях хэштеги #припятьдайпять #водныйпутьЕ40 #каналЕ40 #припятьживи #stopE40 #E40waterway #E40waterchannel #E40pripiatdestruction. Если вы можете экспертно поддержать – присоединяйтесь к команде! О своём желании участвовать сообщайте на электронную почту e40stop@gmail.com.

– Опыт показывает, что власти часто игнорируют мнение общественности, а частные интересы превалируют над государственными. Однако в данном случае общественность – это не только местные жители, студенты и пенсионеры. Это – учёные и специалисты, мнение которых игнорируется разработчиками проекта, – резюмирует Александр Винчевский. – И мы не планируем останавливаться.

 

Использовано фото Припяти авторства Сергея Плыткевича

 

Оставить комментарий: