Соглашение мэров: как амбиции помогают городам зарабатывать

Рубрика: 
04.12.2017
306

И, конечно, вносить вклад в сохранение климата на планете.

Портал Ecoidea.by вместе с сотрудником энергетической программы Центра экологических решений Дмитрием Бурёнкиным разбирается, зачем подписывать добровольное соглашение по снижению выбросов, какая польза городу и Беларуси в целом.

Соглашение мэров – это международная инициатива, которая помогает городам и целым регионам сокращать выбросы парниковых газов, снижая нагрузку на климат. Местные власти берут на себя определённые обязательства (как минимум снижение выбросов на 30 процентов к 2030-му году) и делают всё для того, чтобы планы стали реальностью. Для снижения выбросов в городах проводят мероприятия по энергоэффективности, развитию возобновляемой энергии и поддержке зелёной экономики, то есть таких инициатив и предприятий, которые укрепляют экономику, но не усиливают нагрузку на окружающую среду, при этом повышают качество жизни людей и их благосостояние.

Подписанты Соглашения мэров разрабатывают планы по достижению заявленной цели. И это позволяет на развитие города и района смотреть стратегически, а не краткосрочно, как это было ранее.

Это добровольное соглашение. Если заявленная цель по каким-то причинам не будет достигнута, никого наказывать не станут.

На данный момент в Беларуси Соглашение мэров подписали 28 городов. Важно отметить, что в нашей стране присоединяются не только городами, но и целыми районами. При этом список постоянно расширяется, например, планируется, что в 2018-м количество подписантов вырастет примерно на 5–6.

На данный момент в таких городах проживает чуть более двух миллионов человек, то есть каждый пятый белорус может похвастаться тем, что живёт в городе-подписанте.

Каждый пятый белорус живёт в городе-подписанте Соглашения мэров

Все города (районы) находятся на разной стадии. Какие-то только-только подписали Соглашение мэров. Какие-то успели просчитать, какой вклад в изменение климата вносят, и составить стратегические планы действий по снижению этого влияния. Некоторые уже перешли к реализации мероприятий.

Это реально. Сложнее всего присоединиться к Соглашению мэров будет Минску, потому что это город с большим населением и крупным промышленным сектором. Однако в мире есть примеры, когда Соглашение мэров подписывают и столицы.

Города подсчитывают, сколько выбросов парниковых газов сегодня суммарно производят, и берут на себя обязательства по снижению выбросов не менее чем на 30 процентов к 2030-му году относительно базового года (как правило, 2011-го или 2012-го).

После подсчётов город (район) обязан составить стратегический план действий и опубликовать его. Если город не сделал это в течение двух лет после подписания, то его участие в инициативе «Соглашение мэров» приостанавливается.

Методология Соглашения мэров позволяет не учитывать выбросы от некоторых секторов экономики, потому что некоторые трудно или невозможно померять. Например, нет точной статистики, сколько топлива для заправки автомобилей использует население в конкретном районе. Может «выпадать» из подсчётов и другая существенная информация.

Из-за неполного учёта выбросов планы городов по снижению выбросов ниже, чем могли бы быть. Например, согласно официальной статистике 2012 года, выбросы на душу населения в энергетическом секторе составляли 5,9 тонны, а показатели городов значительно ниже – в среднем 1,89 тонны на человека. То есть если учесть все выбросы, то необходимо показать снижение на 1,77 тонны на человека, но сегодня города показывают только 0,567. Именно поэтому значительного сокращения выбросов может не случиться: районы будут делать меньше, чем нужно, хотя формально стремятся к 30 процентам.

Перед мировым сообществом Беларусь взяла на себя обязательства по снижению выбросов на 28 процентов по отношению к 1990-му году. Специалисты отмечают: у Соглашения мэров в нашей стране есть большой потенциал. Если все города, не считая Минска, присоединяться даже со средним (по мнению экспертов, значительно заниженным) показателем 1,89 тонны выбросов на человека, то это позволит снизить общие выбросы от Беларуси на 4,4 процента, а в секторе энергетики – на 7,1 процента.

Если города будут учитывать свои выбросы более полно (ориентировочный показатель – 3 вместо 1,89 тонны выбросов на душу населения), обязательства станут более амбициозные, а потенциал Соглашения мэров возрастёт практически в два раза. Так, города смогут внести в общее снижение выбросов страны 7,1 процента, в секторе энергетики – 11,3 процента. При суперамбициозном подходе (5 тонн выбросов на человека) эти показатели будут 11,8 и 18,8 процента соответственно.

Присоединение к Соглашению мэров – это стратегический шаг, который позволяет проанализировать реальную ситуацию на местном уровне, продумать сценарии развития района и пути решения существующих проблем. В этом и состоит отличие от краткосрочных планов по энергосбережению и энергоэффективности, которые и так реализуются в регионах Беларуси и позволяют только «штопать» дыры: где-то трубы переложить, где-то здание утеплить и так далее.

Города-«стратеги» имеют больше шансов получить инвестиции. Например, большие гранты на развитие от Европейского союза уже получили Полоцк, Браслав, Чаусы, что для местного бюджета – неплохая инвестиция. Инвесторам интересны те города, которые берут на себя большие обязательства: например, Браславский район планирует стать первым климатически нейтральным муниципалитетом в Беларуси, то есть не просто снизить воздействие на климат, а свести влияние к нулю.

Если у городов будет стратегический план по сокращению выбросов (готовить его можно с опорой на Сценарии развития энегетической системы в Беларуси до 2050 года, подготовленные Центром экологических решений совместно с международной сетью устойчивой энергетики «INFORSE-Europe»), то будут просчитаны и потенциально возможные бизнес-проекты, например, по созданию ветропарка или солнечной станции. Инвесторы скорее согласятся вложить деньги, если перед ними будет подробное описание идеи.

Оставить комментарий: