«Удобство в том, чтобы есть рыбу без пластика, а не в том, чтобы взять новый пакет в магазине»

Рубрика: 
04.12.2017
789

Представьте на миг, что весь пластик на Земле исчез. Затем окиньте взглядом комнату и посмотрите, что в ней осталось. Техника, посуда, игрушки, автомобили и даже мебель – всё это является источником «вечного» мусора на нашей планете, провоцирует выброс парниковых газов, загрязняет среду токсичными веществами.

Алексей Киселёв. Фото Ольги Турло

Как обстоят дела на зелёном фронте, в чью пользу счёт на поле битвы с пластиковым загрязнением, рассказал руководитель токсической программы в «Гринпис» Алексей Киселёв:

«Проблема пластиковых стаканов гораздо серьёзнее, чем кажется. Оттепели зимой -- это заслуга и нефтяника, и человека, который сидит в тёплом офисе, в костюме и галстуке – маркетолога. Маркетологам нужно сделать так, чтобы люди покупали как можно больше ненужных вещей. Это приводит к тому, что частицы пластика сегодня в каждом из нас, даже в новорожденных.

Частицы пластика сегодня в каждом из нас, даже в новорожденных

Изобретатель, в частности известный как идейный вдохновитель компании «Tesla», Илон Маск придумывает много продуктов, несвязанных с углеводородной экономикой. В общем масштабе потребление нефти, используемой на обогрев и перемещение, снижается. Одновременно с этим снижаются акции нефтяных компаний.

И, фактически, сейчас потребление полимеров – это хеджирование рисков. То есть топ-менеджмент корпорации показывает, что вся добываемая нефть будет находить свой сбыт. Пластиковый стакан – это капитализация нефтяных компаний. И плюс ко всему 15 процентов годовых выбросов парниковых газов. В России мы последние лет десять чувствуем изменение климата на себе: перестали под Новый год видеть снег, а в августе – почему-то холодно и повышенная влажность...

Мы сами создали такую экономическую модель, при которой покупаем круассан в трёх упаковках, вместо того, чтобы пойти в пекарню и взять его руками. Нам постоянно навязывают, что это удобно, безопасно и гигиенично. При этом человек, который 50 лет назад создал пластиковую упаковку, спустя сорок лет понял, что натворил, и открыл первый в мире завод по переработке пластиковой плёнки. Равно как и создатель кофейных капсул сейчас сам борется со своим изобретением».

Инфографика Татьяны Кузнецовой

***

95 % полимеров выпадает из экономического цикла. 6% добываемой в мире нефти идёт на изготовление пластиковых стаканов. Сейчас это эквивалентно всем самолетам, которые одновременно висят в небе в течение года. Если мы удвоим потребление, то через 20 лет это будет уже 20% добываемой в мире нефти. 14% всех полимеров превращается в энергию, хотя на их производство и транспортировку тратится гораздо больше. 40% закапывается на свалках, 32 % валяется в лесах, океанах, реках. 26% полимеров уходит на изготовление упаковки. Всего в мире – это 100 миллионов тонн. 100% пластиковых игрушек выпадают из цикла переработки, потому что никто не знает, из чего они состоят. В России около 130 тысяч тонн подобных отходов.

***

«Некоторые страны уже всерьёз задумались над проблемой пластика. Дальше всех продвинулась Германия. Так, в Берлине из ПЭТ-бутылок производят лавочки и колодцы. В Гамбурге не закупают ничего одноразового для муниципальных нужд. Во Фрайбурге можно купить один стакан и ходить с ним по всем кофейням.

В России также есть некоторые подвижки. В Перми, например, открыли кафе по ремонту, где учат чинить технику, а не выбрасывать. В некоторых регионах был принят закон о том, что при государственных закупках нужно отдавать приоритет поставщикам, реализующим товары из вторичного сырья».

***

Биоразлагаемые пакеты, которые сейчас продаются в наших магазинах, на самом деле, ещё хуже: распадаются такие пакеты на микропластик. Поэтому лучше взять обычный пакет, если очень надо. Электромобили не решат экологическую проблему, так как огромное количество микропластика образуется от стирания шин.

***

«Цикл обращения полимеров можно замкнуть. Есть несколько условий:

  • все материалы должны быть однородными и промаркированными;
  • продукты в одноразовой посуде должны стоить дороже;
  • необходимо объяснять людям написанные законы;
  •  ввести дополнительные налоги предприятиям, использующим пластик.

Однако, прежде всего, люди должны понять, что удобство состоит не в том, чтобы взять очередной пакет в магазине, а в том, чтобы получить завтра рыбу без синтетических волокон.

Для того, чтобы такие изменения произошли, мы все должны подумать, в чём состоит удобство, где находится элементарное человеческое счастье. Что оно не в торговом центре, а в простых вещах…» 

Оставить комментарий: